Продажи крепкого алкоголя в 2022 году выросли на 7,5%
6 марта 2023
Скачать xlsx
Розничные продажи крепкого спиртного - водки, коньяка и ликероводочной продукции крепче 25 градусов - увеличились в 2022 году на 7,5%, до 6,8 литра на человека в год, подсчитала аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. В то же время потребление вина снизилось по сравнению с 2021 годом на 5,5%, а пива - не изменилось.
Наибольшим спросом алкоголь пользуется у жителей северных и дальневосточных регионов. Лидерами по розничным продажам крепкого спиртного стали Карелия (15,5 литра на человека за год), Сахалинская область (14,9 литра), Республика Коми (14,6 литра), Магаданская область (14,1 литра), Камчатский край (12,4 литра), Ненецкий автономный округ (12,2 литра), Архангельская область (12,2 литра), Вологодская область (12,1 литра), Мурманская область (11,8 литра) и Чукотский автономный округ (11,4 литра). В этих субъектах уровень потребления горячительных напитков превосходит среднероссийский показатель от 1,7 до 2,3 раза.
Традиционно равнодушны к алкоголю жители кавказских республик - Чечни (0,1 литра крепкого спиртного на душу населения в год), Ингушетии (0,5 литра), Кабардино-Балкарии (1 литр), Северной Осетии (1,1 литра), Дагестана (1,5 литра), Карачаево-Черкесии (1,9 литра), также минимальные объемы крепкого алкоголя отпускаются с прилавков в Тыве (2,8 литра), Ставропольском крае (3,6 литра), Ростовской области (4,1 литра) и Адыгее (4,1 литра).
Крепость растет
Аналитики использовали данные Росалкогольрегулирования о розничных продажах спиртосодержащей продукции в натуральном выражении. К крепкому алкоголю были отнесены водка, коньяк и ликероводочные изделия с содержанием спирта свыше 25%, к винодельческой продукции - тихие и игристые вина, включая ликерное и фруктовое вино, а также винные напитки. Пивная продукция включает в себя пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху. Данные об объемах розничной реализации алкоголя были сопоставлены со среднегодовой численностью населения за рассматриваемые периоды.
В 2022 году среди алкогольной продукции заметный рост розничных продаж произошел именно в сегменте крепкого спиртного (водка, занимающая 76% в натуральном выражении в структуре продаж крепкого алкоголя, а также коньяк, джины, ромы, настойки, ликеры и проч.) - на 7,5%, с 6,4 до 6,8 литра на человека в год. Для сравнения, в 2021 году потребление горячительных напитков на душу населения выросло лишь на 1,2%, а в пандемийном 2020-м - на 3,3%.
Зато продажи винодельческой продукции (тихие, игристые, ликерные, фруктовые вина, винные напитки) в рознице в 2022 году сократились - на 5,5%, с 6,6 до 6,2 литра на каждого жителя страны в год. В 2021 году потребление вина снижалось на 7,4%, в 2020 году - на 2,6%.
Потребление пивной продукции (пиво, пивные напитки, сидр, пуаре, медовуха) в 2022 году фактически не изменилось, уменьшившись на символические 0,06%, до 52,2 литра на человека в год.
Динамика розничных продаж алкоголя на душу населения, год к году
"В статистике розничных продаж крепкого спиртного за 2022 год обращает на себя внимание факт особенно высокого роста реализации ликероводочной продукции крепче 25 градусов, то есть всевозможных ромов, джинов, ликеров. Это происходило на фоне ухода из России многих зарубежных алкогольных брендов. Вероятно, часть потребителей могла закупиться импортным алкоголем впрок. При этом водка и коньяк подорожали меньше, чем вино и пиво, что также отразилось на росте потребления. Кроме того, на статистике сказывается продолжающееся обеление алкогольного рынка и сокращение контрафакта. В целом употребление спиртного традиционно воспринимается многими людьми как наиболее простой и доступный способ снизить уровень тревоги и стресса. Показательно, что уже к середине 2022 года расходы россиян на вредное потребление - то есть на алкоголь, табачную продукцию и сладости - выросли на пятую часть", - отмечает член совета директоров FinExpertiza Агван Микаелян.
Горячительное потребление
Розничные продажи крепкого алкоголя по сравнению с 2021 годом увеличились в абсолютном большинстве регионов. Лидерами по потреблению водки, коньяка и другого крепкого спиртного в пересчете на душу населения в 2022 году стали преимущественно северные регионы с суровым климатом - Карелия (15,5 литра на человека за год), Сахалинская область (14,9 литра), Республика Коми (14,6 литра), Магаданская область (14,1 литра), Камчатский край (12,4 литра), Ненецкий автономный округ (12,2 литра), Архангельская область (12,2 литра), Вологодская область (12,1 литра), Мурманская область (11,8 литра) и Чукотский автономный округ (11,4 литра).
Среди перечисленных регионов потребление высокоградусных напитков особенно сильно выросло в Карелии (на 24,4% по сравнению с 2021 годом), Архангельской области (+20,1%), Ненецком автономном округе (+17%), Мурманской области (+16,4%) и Коми (+13,6%).
Регионы с наибольшими розничными продажами крепкого спиртного на душу населения, литров на человека в год
Меньше всего крепкого алкоголя потребляют жители Северного Кавказа - Чечни (0,1 литра на человека в год), Ингушетии (0,5 литра), Кабардино-Балкарии (1 литр), Северной Осетии (1,1 литра), Дагестана (1,5 литра), Карачаево-Черкесии (1,9 литра), а также Тывы (2,8 литра), Ставропольского края (3,6 литра), Ростовской области (4,1 литра) и Адыгеи (4,1 литра).
Регионы с наименьшими розничными продажами крепкого спиртного на душу населения, литров на человека в год
Из всех российских регионов розничные продажи крепкого спиртного сократились лишь в четырех - в уже упомянутой Чечне (на 42%, то есть почти вдвое), а также в Севастополе (-3,9%), Московской области (-3,3%) и Калужской области (-0,3%). В то же время в последних двух регионах потребление осталось заметно выше среднероссийского уровня.
Меньше вина
Потребление вина, напротив, выросло лишь в восьми регионах. Больше всего винодельческой продукции в пересчете на душу населения было реализовано в Ненецком автономном округе (11,7 литра на человека), Карелии (11 литров), Подмосковье (10,2 литра), Санкт-Петербурге (10,2 литра), Ленинградской области (10 литров), Мурманской области (9,7 литра), Сахалинской области (9,6 литра), Коми (9,3 литра), Архангельской области (9,1 литра) и Магаданской области (9,1 литра). Среди перечисленных регионов продажи вина выросли в Карелии (на 5,3%), Мурманской области (+3,4%), Архангельской области (+2%) и Коми (+1,4%).
Регионы с наибольшими розничными продажами вина на душу населения, литров на человека в год
И вновь меньше всего вина, как и прочего алкоголя, потребляют жители кавказских и других национальных республик - Чечни (0,02 литра на человека в год), Ингушетии (0,06 литра), Дагестана (0,5 литра), Кабардино-Балкарии (0,7 литра), Тывы (1,1 литра), Карачаево-Черкесии (1,1 литра), Северной Осетии (1,1 литра), Калмыкии (2,2 литра), Адыгеи (3,5 литра) и Бурятии (3,5 литра).
Регионы с наименьшими розничными продажами вина на душу населения, литров на человека в год
Пивная константа
Потребление пивной продукции снизилось в 32 регионах, увеличилось - в 53. Больше всего пива в розницу приобретали жители Еврейской автономной области (93,2 литра на человека в год, то есть в 1,8 раза больше, чем в среднем по стране), Мурманской области (87,4 литра), Сахалинской области (83,8 литра), Камчатского края (82,1 литра), Хакасии (81,7 литра), Коми (81,6 литра), Хабаровского края (81,5 литра), Свердловской области (80 литров), Кировской области (78,6 литра) и Карелии (78,6 литра).
Регионы с наибольшими розничными продажами пива на душу населения, литров на человека в год
Практически не пьют пиво жители Ингушетии (0,4 литра на человека в год - это почти в 130 раз меньше, чем в среднем по стране) и Чечни (1,6 литра), также минимальны розничные продажи пенного напитка в Дагестане (5,5 литра), Кабардино-Балкарии (6,2 литра), Северной Осетии (6,9 литра), Карачаево-Черкесии (8,9 литра). Несколько больше потребление пива в Тыве (25,1 литра), Калмыкии (25,5 литра), Ставропольском крае (25,9 литра) и Ростовской области (32 литра).
Регионы с наименьшими розничными продажами пива на душу населения, литров на человека в год